Цифровой ошейник
Бурное развитие цифровых технологий, которое можно без преувеличения назвать цифровой революцией, а мы, нынешние поколения, – ее современники. Обширная и серьезная тема, но говорить о ее влиянии на индустрию азартных игр и сознание игроков, без короткой общей оценки будет не совсем корректно.Каким самым очевидным атрибутом цифровой революции обладает каждый из нас? Уверен, что ответ дали практически все – это мобильное устройство. Его потеря или потеря связи, вызванная иными причинами, выводит нас из состояния комфорта, может быть гораздо существенней, чем многие неприятности. Как следствие, наши контакты и частота выхода на них известны, наши маршруты, которые мы бороздим по жизни, то же. Если мы еще и активны в социальных сетях и поисковых системах, становится не трудно определить наши предпочтения. Стоит Вам отправить поисковый запрос о покупке автомобиля, как рекламные сообщения будут преследовать Вас на всех ресурсах, которые начнете посещать в дальнейшем. Информационное оружие и информационная война стали выражениями, которые употребляются очень и очень часто. Если традиционное оружие направлено против Вашего тела, то информационное нацелено на Ваше сознание.
Для того, чтобы приступить к игре на площадке, представленной в сети, Вы вынуждены пройти регистрацию. Значит, Ваши контакты остаются в некой базе данных, далее если Вы решили прервать отношения с оператором, и в том случае если они будут продолжаться, на Вас из всех «щелей» будут сыпаться аналогичные предложения.
Вы видели, что делает хозяин, когда строптивая собака пытается двигаться в ненужном ему направлении? Думаю, да.
Организаторы азартных игр имеют в своем арсенале немало видов информационного оружия, и оно естественно направлено против игроков.
Шахматные программы без проблем обыгрывают гроссмейстеров, а шахматы по своей сложности точно превосходят любую игру, представленную в казино. Организаторы утверждают, что сдача карт, выброс костей и остановка шарика на рулетке производится за счет случайной генерации, которая полностью соответствует действиям дилера. Это действительно так, но никто не отменял смещение вероятности исхода в пользу организатора. Вы участвуете в покерном турнире или игре на наличные, где гарантия, что на виртуальном столе не присутствует привилегированный игрок, которого реально не существует, он плод программного алгоритма, созданного организатором. Вы знаете, как это проверить?
Если играете регулярно, то остается история принятия Вами решений в тех или иных ситуациях, таким образом формируется профиль игрока, уверяю Вас, что он более точный, чем если бы его составлял самый наблюдательный партнер по игре. То есть все Ваши слабые места со временем станут известны. Поиск игроками условно «честного» организатора занятие бесполезное, собачий хвост все равно отрежут, просто это будет сделано немного медленней.
Но самое главное, что игра доступна 24/7 из любого места, где есть выход в сеть. Это ускоряет зависимость в разы, убивает здоровье и порождает еще большее число грубых ошибок. Ошибки или их отсутствие не влияют на исход на длинной дистанции, но ускоряют путь к краху.
Все, что описано ранее в этой главе, это попытка описать механизмы связи «ошейника» и «поводка» в варианте прямой зависимости организатора игры и игрока. Но проблема наличия цифрового «ошейника», гораздо сложнее, глубже и имеет много граней.
Вагон метро, попытайтесь найти людей, которые не сосредоточены на экране мобильного устройства, салон междугороднего автобуса, компания людей в ожидании чего-либо, таких будет единицы, их может не оказаться совсем. Если в вагоне метро рассматривать силовые кабели по стенам тоннеля действительно не интересно, то за окном автобуса течет жизнь и наверняка есть виды, которые не встречались ранее. Содержание экрана, заменяет реальную жизнь, наблюдения за окружающим миром, размышления без потока информации, да и просто попытку отдохнуть от новостей и навязчивого дистанционного общения. Лично я не раз видел людей, которые делят и умножают числа на 10 или 100 с помощью калькулятора, некоторые просто разучились делать по-другому, а некоторые на вопрос - Почему они так делают, отвечают – «Привычка». Если Вы живете в портовом городе, то предложение стать диспетчером в логистической компании Вас не удивит, если Вы живете в сельской местности, то заработок в качестве механизатора или ветеринарного врача не покажется чем-то из ряда вон выходящим. Если Вы живете в сети, то любые действия в ней, включая заработок, будут для Вас казаться самыми комфортными. Избыточный поток информации не оставляет времени на ее оценку, приходится выбирать между принятием на веру или игнорированием. При таком положении вещей человеку легко внедрить в сознание любую чушь, которая при минимальных усилиях на проверку будет разоблачена. Людей, обладающих способностью мыслить полностью самостоятельно и до тотального проникновения цифровых технологий в жизнь, было немного относительно общего числа. Эта способность определяется не сколько жизненным опытом и уровнем образования, сколько психологией, хотя опыт и образование существенно повышают качество решений и оценок. Воздействие современного информационного поля медленно и верно сокращает количество приверженцев самостоятельного мышления.
Любой индивидуум, знакомый с законами управления, подтвердит, что управление сотнями стандартных объектов существенно проще, чем немногочисленной группой уникальных. Для персон, обладающих властью на любом уровне командовать войском, где солдаты похожи друг на друга как две капли воды, легко и удобно. У всех одни и те же страхи, одни и те же мотивы и абсолютно равные критерии о плохом и хорошем. Цифровые технологии открыли недоступные ранее возможности формировать, проще говоря - лепить идеальных для управления людей.
Фраза – «Все закладывается с детства», изрядно избитая, но справедливая. Множество компьютерных игр, ориентированных на детскую и подростковую аудиторию, активно заполняют жизнь подрастающего поколения. Есть еще одна важная деталь - средний возраст игрока в подобные игры растет, это не удивительно, учитывая деградацию образования, ритм жизни, при котором разрыв между детьми и родителями или другими представителями поколений, которые не поражены цифровой зависимостью, возрастает. Если придать слову ребенок смысл, не связанный с возрастом, то детским мышлением может обладать человек совершенно по внешнему виду не соответствующий образу ребенка и уже сам имеющий собственных детей. Монетизация подобных игр устроена таким образом, что игрок стимулируется к покупке целого набора виртуальных ресурсов. Стимулирование чаще всего основано на простом сценарии – хочешь повысить результативность - покупай. И многочисленная армия игроков охотно тратит деньги на ресурсы, которые в реальной жизни вовсе не нужны. Детям свойственно взрослеть, речь идет не о полном изменении сознания, а о появлении потребностей взрослого человека, которые требуют денег по сумме больших, чем на привычные игры, а спонсоров в лице родителей об этом просить не получается. При таком положении вещей любое предложение заработать в сети ложится на идеальную почву.
Если универсальный «ошейник» уже есть, то над «поводком» еще ведется активная работа, поскольку человеческая сущность пока оказывает заметное сопротивление. Работа над поводком ведется по нескольким направлениям. С моей точки зрения основных три, все они связаны между собой и четких границ между ними не существует.
Первое – это разрыв связи человека с реальным миром, замена реальных целей, реальной самооценки на виртуальные, замена критической оценки событий на безусловное принятие оценки, заданной извне.
Второе – максимальная экономическая зависимость. Невозможность покупки недвижимости и предметов долгосрочного пользования без получения займа. Рост доли в цене любого конечного продукта налоговых отчислений и информационной составляющей, рост кредитной нагрузки. Сумма процентов по кредитам, которую Вы платите, равномерно распределяются по вашим затратам, товары и услуги для Вас становятся дороже. Затраты на материалы, оплата труда и ресурсов сокращают влияние на конечную цену для потребителя. Экспертиза качества уходит на второй план, а красота упаковки выходит на первый. Реклама прямая и косвенная говорит, что это хорошо и жизненно важно, и Вы верите и покупаете. В конкуренции между производителями товаров и услуг давно уже соотношение цена/качество не главное, главное – сделать продукт заметным и правильно внушить потребителю необходимость его приобретения. То есть, делая любую покупку, каждый из нас покупает искусственно навязанный воздух, нужен он нам или нет, не спрашивают. Если Вы можете на центральной площади столицы страны, в которой живете, через рупор громкоговорителя поливать последними словами президента и правительство, не означает, что Вы свободны, ведь у Вас нет своего жилья, нет автомобиля и даже нет средств, чтобы отъехать в соседний город, не говоря уже о другой стране.
Третье – формирование потребительского мышления. Чем Вы обладаете и как Вы выглядите, становятся основными критериями самооценки и восприятия Вашей персоны окружающими. Нужен диплом, знания не нужны, соответствие стандартам – успех, индивидуальность – опасное чудачество. Что Вы знаете, и что умеете делать, ценится все меньше и меньше. В некоторых кругах статус определяется стоимостью яхты или личного самолета, а где-то моделью мобильного устройства.
Недовольных своим текущим положением и не видящих реальных возможностей его изменить становиться все больше и больше. Состояние безнадежности создает благодатную почву для веры в чудеса, особенно, если о них рассказывают красиво и часто.