Паутина
Если бы, нас попросили составить список неприятностей, которые способны вывести нас из состояния равновесия, то многие на первое место поставили бы потерю или поломку мобильного устройства. Конечно, если исключить трагедии связанные с потерей здоровья или жизни, которые к счастью, встречаются крайне редко.Мы испытываем в этот момент ощущение полной отреченности от внешнего мира, которое делает нас беспомощными и жалкими. Люди старших поколений забыли, а люди помоложе не могут себе представить, что еще три десятка лет назад такое было невозможно. Стремительное развитие цифровых технологий, самое точное определение которому – цифровая революция, радикально изменило жизнь каждого отдельного человека и общества в целом. Вершиной этих процессов безусловно являются сеть Интернет и системы искусственного интеллекта. Попробуем перечислить, что мы делаем или можем сделать через свое мобильное устройство: ведем личную и деловую переписку, отправляя друг другу текстовые сообщения, видео и аудио ролики, фотографии, которые сделаны с его же помощью, узнаем о событиях, которые произошли в мире, ищем ответы на интересующие вопросы, вызываем такси, покупаем товары и услуги, знакомимся и этому списку нет конца. Беспилотные транспортные средства, роботы, поисковые системы, навигаторы, все это часть нашей повседневной жизни. Оторвитесь от экрана и посмотрите вокруг, Вы увидите себя в зеркале. В вагоне метро и салоне автобуса, в очереди к нотариусу практически каждый раз находясь в состоянии вынужденного ожидания мы переключаем свой взгляд на экран мобильного устройства. Вы едете в автомобиле за рулем или в качестве пассажира и не можете не заметить, что пешеходы при переходе дороги часто идут не отрываясь от экрана, их не останавливает мысль об опасности, каждый из нас может восстановить в памяти картину, когда женщина с коляской в которой ребенок или ведущая ребенка за руку не отрываясь от экрана переходит дорогу. Материнский инстинкт отступает перед тягой к информации. К информации, часто имеющей ничтожное значение и не требующей немедленной оценки. Уверен, что, перечислив все это не открыл вам Америки, все это знали и будете видеть вне зависимости от моего текста. Вопрос в другом, пытаемся ли мы проанализировать происходящее и сделать выводы. Один вывод очевиден цифровые технологии проникли в нашу жизнь широко и глубоко и мобильное устройство стало неотъемлемой частью нас самих. Джин выпущен из бутылки и его уже никогда не поместить туда через узкое горлышко.
Совсем недавно все мы столкнулись с пандемией, событием, а точнее явлением мирового масштаба, которое на период борьбы с ее последствиями существенно изменило привычный ход жизни. К слову, о ней уже почти забыли, одна из причин потребление нами, нескончаемого потока информации о событиях, которые происходили далее, но об этом позже. В период пандемии гуляло немало конспирологических версий и мифов, один из них – вакцинирование это повод встроить каждому человеку чип, который позволит управлять им, как заблагорассудится неведомым злодеям. Мне было смешно, и вот почему. Этот чип или ошейник мы приняли добровольно – это наше мобильное устройство. Все наши перемещения в пространстве становятся известными, по поисковым запросам прозрачными становятся наши предпочтения, список наших контактов определяет круг общения. Все это дополняется активностью в социальных сетях и группах в мессенджерах и многочисленными камерами в населенных пунктах и на дорогах. Наше личное пространство становиться все более и более прозрачным. Думаю, многие мыслят - что здесь такого, блага, которые дает прогресс полностью перевешивают порождаемые им неудобства и будут правы. Увы, у любого явления, как в природе, так и рукотворного есть обратная сторона и за все блага нужно платить. Давайте посмотрим на цифру в чеке на оплату этих благ.
Столетие назад электричество и двигатель внутреннего сгорания так же, как сейчас цифровые технологии круто поменяли жизнь человека. Однако разница в том, что около ста лет назад человеку стало теплее и светлее, он стал на порядок быстрее перемещаться, он избавился от необходимости переносить тяжести и их поднимать. Телефон и телеграф, которые проникли в жизнь приблизительно в тот же период времени в современном мире выглядят приблизительно, как копья и стрелы на фоне ракет и автоматического оружия. Индустриальная революция изменила состояние тела человека, но не состояние его сознания, ее влияние на психологию и нервную систему человека было ничтожным по сравнение с тем, какое влияние на человеческую сущность оказала и продолжает оказывать цифровая революция. Индустриальная революция стала основой экологических проблем человечество стало интенсивно гадить в окружающей его среде, а задумались об этом всерьез спустя почти сто лет. О последствиях цифровой революции мы можем начать задумываться слишком поздно.
Есть одна фраза, которая досталась нам в наследство из девяностых годов прошлого века – «Фильтруй базар», что в переводе на литературный язык в зависимости от контекста означает – не говори лишнего или говори только о том, что есть в действительности. Мы понимаем шум, как беспорядочные звуки, которые мешают нам услышать, то, что нам необходимо. Фильтр и шум термины из теории информации (направление в науке), фильтр существует для того, что - бы, очистить поток информации от шума – помех, недостоверная информация трактуется, как разновидность помех. Наряду с техническим смыслом в понятие фильтр вкладывается и логическое понятие, то есть высказывание – У человека пять ног недостоверно, потому что, такой случай ни разу не был зафиксирован.
Мы хотим получить ответ на интересующий нас вопрос или получить информацию о произошедшем или происходящем событии, руки тут же набирают текст запроса в поисковой строке глобальной системы. Система выводит список источников на экран. По ряду областей мы уже выбрали источники, которым доверяем, на выбрать достойные источники по всем сферам жизнедеятельности не реально, поэтому есть два пути принять на веру или сопоставить информацию из разных источников подвергнув ее анализу. Последний путь требует времени и усилий, определенного уровня мышления, поэтому большинство выбирает первый вариант он проще. Что бы не принимать на веру все, тем более жизненно важную информацию, нужно не только желание разобраться, но и обладание определенными знаниями и умением применять их на практике. Получается замкнутый круг знания черпаем из источников в сети и их же хотим подвергнуть анализу. Волей не волей мы начинаем принимать все на веру и тем самым даем возможность нами манипулировать. Бесконечные потоки информации атакуют нас со всех сторон, мы начинаем проживать не свою жизнь, у нас нет времени и сил на построение фильтров, что - бы не потреблять ненужное и недостоверное. Виртуальное общение исключает привычный человеку на генетическом уровне эмоциональный фон, сводит его к примитиву. Неспособность нашего мозга обслуживать информационный поток ведет нас к деградации до самого примитивного уровня. Избыточная информация, чаще всего негативная оказывает разрушительное влияние на психику.
Чем дальше поколение по времени рождения от старта цифровой революции, тем меньше в нем представителей способных к самостоятельному мышлению. Когда людей способных к самостоятельному мышлению будет критически мало человечество может превратиться в стадо, которым легко управлять.
Охватить все негативные тенденции цифровой зависимости в рамках одной статьи невозможно, хотелось бы сделать акцент на одной из самых болезненных, с моей точки зрения.
Почти двадцать лет назад, мне довелось стать участником международной конференции по тематике современные методы ведения рекламных компаний и один из докладчиков представил направление – реклама на фоне компьютерных игр, в детали доклада вдаваться не вижу смысла, но одна озвученная тенденция мне не только запомнилась, но и дальнейшее развитие событий дало полное ее подтверждение. Докладчик утверждал, что средний возраст игрока стремительно растет и будет расти, а значит и число игроков, то же будет расти. Сейчас средний возраст игрока в России стремится к уровню – 30 лет. Это не мудрено, если еще четверть века назад желающие уйти от жизненных реалий обращались к алкоголю и наркотикам, то сейчас прогресс дал им новое решение на этом пути.
Для рекламы это здорово – растет аудитория, а для нас с вами это сродни стихийному бедствию. Наверняка многие родители не раз произносили такие фразы – мой ребенок не отходит от компьютера, его гулять не выгонишь, он не высыпается, он не делает уроки и прогуливает школу ради игры. Кроме этого, дети и подростки постоянно клянчат деньги на различные опции, которые им необходимы в игре. Алгоритм игр устроен по принципу – для роста уровня нужны ресурсы, а ресурсы стоят денег. Ресурсы – виртуальные, а значит за рамками игры никуда не годные. С потерей денег еще можно мириться, это досуг, хотя и сомнительный. Другие последствия горазда печальней потеря здоровья, потеря времени на физическое и духовной развитие. Самое опасное, что такой образ жизни закладывает основу для образа жизни в будущем, если человек на заре своей жизни почти полностью отрешен от реального мира, остается только догадываться, насколько беспомощным он будет в будущем. Многие игры, в той или иной степени связаны с насилием, подросток легко и непринужденно убивает в процессе игры многочисленных врагов и чувствует себя героем, связь с реальностью теряется и в ряде случаев появляется желание попробовать с реальным оружием и на реальных людях, при отсутствии понимания ценности человеческой жизни и последствий для себя любимого. Ролевые игры становятся платформой для игр куда более разрушительных, имеются в виду азартные игры. Виртуальные казино, покер, ставки на спорт, спекуляции финансовыми инструментами опустошают счета и карманы гораздо быстрее ролевых игр и ведут к трагедиям. Детям свойственно взрослеть и потребности взрослого куда больше, а потратив время на игру вместо учебы и привыкнув к экрану перейти на игры со ставками куда вероятней.
То, что предполагается, как досуг очень часто становится зависимостью. Педагоги родители, психологи, конечно, решают эту проблему, но разрозненно, стройной системы, которая совершенствуется пока не наблюдается. Запретительные меры не дадут выхода, если есть спрос всегда будет предложение, единственный надежный путь, это изменение в сознании взрослых и системный подход к воспитанию. Заниматься проблемой нужно срочно, уже многие родители стали зависимыми и играют, не уделяя внимания своим детям.